2. Термины и сокращения
2.1. Термины
Application Tier |
Уровень бизнес-логики |
|
Backend |
Серверная часть веб-приложения или программного продукта, скрытая от пользователей |
|
Cookie |
Небольшой фрагмент данных, отправляемый веб-сервером и сохраняемый в браузере пользователя. Используется для хранения информации о состоянии сессии, пользовательских предпочтениях, идентификации пользователя и отслеживания активности. |
|
Custdev-интервью |
Методология, которая помогает определить, какие функции ПО востребованы пользователями |
|
Data Tier |
Уровень ресурсов. |
|
Devprom ALM |
Система управления жизненным циклом разработки программного обеспечения Devprom |
|
Frontend |
Клиентская часть информационной или программной системы, то есть то, что пользователь видит и с чем взаимодействует |
|
JSON Web Token |
Открытый стандарт , используемый для безопасной передачи данных между сторонами в виде JSON-объекта. |
|
MinIO |
Высокопроизводительное S3-совместимое объектное хранилище с открытым исходным кодом. |
|
Presentation Tier |
Клиентский уровень. |
|
Redis |
Резидентная система управления базами данных класса NoSQL, работающая со структурами данных типа «ключ - значение». |
|
Sanity (тестирование) |
быстрая проверка конкретного функционала после сборки |
|
Smoke (тестирование) |
быстрая проверка основного функционала после сборки |
|
SPA-приложение |
Тип веб-приложения, которое загружает один HTML-документ и динамически обновляет содержимое на стороне клиента (браузера) без необходимости полной перезагрузки страницы. Взаимодействует с сервером асинхронно, чаще всего через REST или GraphQL API. |
|
Useability |
Удобство использования |
|
Web Graphics Library |
JavaScript-API для 3D-графики в браузере. |
|
Web Tier |
Веб-уровень. |
|
WebAssembly |
Бинарный формат для выполнения кода в браузере с высокой скоростью. |
|
Артефакт Devprom |
Объект, связанный с разработкой ПО или программно-аппаратного комплекса, который можно отследить и управлять его жизненным циклом в системе. |
|
Архитектура |
Основные понятия или свойства системы в окружающей среде, воплощенной в ее элементах, отношениях и конкретных принципах ее проекта и развития |
|
Атрибут |
Характеристика одного или нескольких объектов. Список атрибутов предопределен в системе и не может быть расширен пользователем. Значение атрибута может быть задано пользователем. |
|
Аутентификация |
Действия по проверке подлинности субъекта доступа и/или объекта доступа, а также по проверке принадлежности субъекту доступа и/или объекту доступа предъявленного идентификатора доступа и аутентификационной информации. |
|
Браузер |
Агент пользователя, позволяющий пользователю получать и читать гипертекст, просматривать содержание гипертекстовых узлов (обычно веб-страницы), перемещаться от одного узла к другому и взаимодействовать с информационным наполнением. Примечание - Браузер также предлагает ряд операций, например для навигации по веб-сайтам или для изменения визуального образа представленного информационного наполнения. |
|
Бэклог продукта |
Перечень задач с расставленным приоритетом по реализации функционала ПО |
|
Бэклог тестирования |
Перечень задач с расставленным приоритетом по реализации тестированию функционала ПО |
|
Веб-приложение |
Приложение, предоставляющее функциональные возможности пользователю через браузер или другой тип агента пользователя, использующего веб-форматы и протоколы. Примечание - Веб-приложения в контексте настоящего стандарта включают веб-сайты, которые только поставляют информационное наполнение, сочетают доставку контента с характерными для приложения функциональными возможностями, или предоставляют только определенные прикладные функциональные возможности, такие как конкретный веб-сервис. |
|
Версия (ревизия объекта) |
Электронный документ, соответствующий определенной стадии разработки документа. |
|
Виджет (элемент управления) |
Специальный компонент приложения, предоставляющий: быстрый доступ к определённой функциональности, быстрый доступ к основному приложению (странице приложения). |
|
Интерфейс пользователя |
Интерфейс, обеспечивающий возможность обмена информацией между человеком и техническими или программными компонентами вычислительной системы. |
|
Конфигурация (конфигурирование) |
Структурированная совокупность функциональных, физических и эксплуатационных характеристик (свойств) предполагаемого к разработке, разрабатываемого или существующего объекта, описываемая в зависимости от контекста и стадии его жизненного цикла в документации конфигурации |
|
Микросервис |
Архитектурный стиль проектирования приложений, при котором функциональность системы разбивается на небольшие автономные сервисы, каждый из которых отвечает за выполнение одной конкретной задачи. Эти сервисы взаимодействуют между собой через чётко определённые API (обычно REST, gRPC или сообщения) и могут разрабатываться, развертываться и масштабироваться независимо друг от друга. |
|
Микросервисная архитектура |
Подход к разработке программного обеспечения, при котором приложение строится из небольших автономных и управляемых компонентов |
|
Микросервисные компоненты (микросервисы) |
Независимые модули, которые составляют основу микросервисной архитектуры. Каждый микросервис выполняет чётко определённые задачи и работает автономно. |
|
Модель данных |
Набор логических структур (конструктивов) для определения структуры и формата данных, как физических, так и абстрактных, в контексте использования некоторой информационной среды. |
|
Набор данных |
Идентифицированная совокупность физических записей, организованная одним из установленных в системе обработки данных способов и представляющая файлы или части файлов в среде хранения |
|
Навигационная цепочка (Breadcrumb Navigation) |
Интерфейсный элемент, отображающий иерархический путь от текущего объекта к его родительским или корневым элементам в структуре данных приложения. |
|
Объект (информационный объект) |
Идентифицированная (именованная) совокупность данных в информационной системе, обладающая набором атрибутов (характеристик) и предполагающая определенный метод обработки* |
|
ПО САРУС |
Комплекс программ в защищенном исполнении «Система полного жизненного цикла изделий «Цифровое предприятие» (СПЖЦ.PLM). |
|
Применяемость |
Условие использования данной составной части в изделии или его составной части. |
|
Протокол redis |
Текстовый (или бинарный) протокол, используемый для взаимодействия клиентов с сервером Redis (Remote Dictionary Server). Он определяет правила обмена данными между клиентом и сервером в формате запрос-ответ. |
|
Протокол S3 |
HTTP/HTTPS-интерфейс для работы с объектным хранилищем, реализованный в сервисе Amazon S3 (Simple Storage Service) и его аналогах (например, MinIO, Ceph, Yandex Object Storage). |
|
Ревизионное конфигурирование |
Процесс управления версиями (ревизиями) компонентов структуры, основанный на применении ревизионных правил |
|
Ревизионное правило |
Последовательность заданных критериев в порядке приоритета для выбора подходящей версии (ревизии) объекта. |
|
Роли |
Обязанности, ответственность, полномочия, договоренности по представлению отчетности и другие аспекты, необходимые для выполнения работы. |
|
Связь в PDM-системе |
Информационный объект, описывающий отношения между другими информационными объектами, представленными в PDM-системе, в частности, информационными объектами, описывающими идентификационные данные об изделии. |
|
Секция (отображения сведений, данных) |
Отображение сгруппированных данных (атрибутов, объектов) по заданному общему признаку. Используется для визуального разделения логически связанных данных. |
|
Спринт |
Артефакт плана на 2 недели |
|
Статус |
Статус версии (документа) Признак, присваиваемый документу (версии документа) в автоматизированной системе управления документами, и определяющий готовность документа (версии документа) и/или возможность дальнейшего использования документа по назначению*. |
|
Структура изделия |
Совокупность составных частей изделия и связей между ними, определяющих иерархию составных частей. |
|
Тестовый отчет |
Артефакт Devprom, содержащий информацию о выполненных тестах, их результатах, выявленных дефектах и рекомендациях |
|
Тест-план |
Артефакт Devprom, описывающий весь объем работ по тестированию |
|
Технологическая платформа САРУС |
Программный модуль «Технологическая платформа» комплекса программ в защищенном исполнении «Система полного жизненного цикла изделий «Цифровое предприятие» (СПЖЦ.PLM). |
|
Фронтенд |
Часть веб-приложения, с которой взаимодействует пользователь непосредственно через браузер. |
2.2. Принятые сокращения
API |
Интерфейс программирования приложений (Application Programming Interface) |
|
BOM |
Список компонентов, необходимых для сборки изделия (Bill of Materials) |
|
CAD |
Автоматизированное проектирование (Computer-Aided Design) |
|
CAx |
Обобщение проектирование, производство, инженерия (Computer-Aided X) |
|
CI/CD |
Continuous Integration, Continuous Delivery |
|
HTML |
HyperText Markup Language |
|
HTTP |
Протокол передачи гипертекста (HyperText Transfer Protocol) |
|
IMDB |
БД, хранящая данные в оперативной памяти (In-Memory Database) |
|
JSON |
Формат обмена данными JavaScript (JavaScript Object Notation) |
|
JWT |
JSON Web Token |
|
MFE |
Micro Frontends - архитектурный подход к разработке веб-приложений, где фронтенд разбивается на независимые, автономные модули, которые можно разрабатывать, тестировать и развертывать отдельно |
|
MSA |
Microservices Architecture - подход к построению приложений, основанный на разбиении на отдельные, независимые друг от друга модули, называемые микросервисами |
|
NoSQL |
Нереляционные базы данных (Not Only SQL) |
|
odbc |
API для доступа к разным СУБД (Open Database Connectivity) |
|
Portable Document Format |
||
PDM |
Автоматизированная система управления электронными документами и данными |
|
PLM |
Управление жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management) |
|
QA |
Quality Assurance |
|
RAM |
Random Access Memory (память с произвольным доступом) |
|
REST |
Representational State Transfer |
|
UML |
Unified Modeling Language |
|
UX/UI |
UX (User Experience) пользовательский опыт, то есть как пользователь взаимодействует с продуктом.UI (User Interface) пользовательский интерфейс, то есть визуальная составляющая продукта, его внешний вид |
|
WASM |
WebAssembly |
|
WebGL |
Web Graphics Library |
|
БД |
База данных |
|
ДК |
Дорожная карта |
|
НД |
Набор данных |
|
ООП |
Объектно-ориентированное программирование |
|
ОС |
Операционная система |
|
ПИ |
Пользовательская история |
|
ПО |
Программное обеспечение |
|
СУР |
Система управления разработкой |
|
ТЗ |
Техническое задание |
|
ФТ |
Функциональное требование |
|
ЭСИ |
Электронная структура изделия |